Размер шрифта

Генерал, которому завидовал сам Жуков

Павел Алексеевич Белов – единственный генерал, которому народная молва присвоила имя легендарный, а Сталин всегда звонил лично и обсуждал с ним ход предстоящей военной операции, неизменно справлялся о здоровье.

5 (н.ст.18) февраля 1897 года на шуйском небосклоне зажглась яркая звезда. Родился Павел Алексеевич Белов – будущий полководец, Герой Советского Союза, генерал, которому завидовал сам Жуков. Серию публикаций про генерала Белова к его юбилейной дате 125-летия со дня рождения готовил наш земляк-краевед Игорь Смирнов, но скоропостижный уход Игоря Юрьевича из жизни помешал намеченному. Вклад Белова и его конницы в разгром фашистских войск под Москвой ещё предстоит переосмыслить современникам, хотя и минуло уже 80 лет с тех событий.

Павел Алексеевич Белов, окончив городское училище, успел поработать посыльным у своего отца на Тезинской фабрике, на разных должностях на Ткацко-отделочной и Малой Красной, телеграфистом на железной дороге в Иваново-Вознесенске. Но когда он попал в армию, то понял, что его призвание – военное дело, которому и посвятил всю свою жизнь.

Целью данной статьи не является раскрытие полководческого таланта П. А. Белова в Великой Отечественной войне. Кому интересно, могут сходить в Краеведческий музей, поискать сведения в интернете на исторических форумах, прочитать мемуары П. А. Белова «За нами Москва» и «На службе Родине». Большое внимание заслугам генерала Белова уделял в своих произведениях писатель Владимир Успенский, которому посчастливилось встретиться с Павлом Алексеевичем, будучи подростком в родном Одоеве Тульской области после освобождения города от фашистов в декабре 1941 года.

Я хочу рассказать о двух случаях из жизни Павла Алексеевича Белова, связанных с нашим городом, открывающих новые черты в облике этого необыкновенного человека. О них мне поведал Игорь Юрьевич Смирнов. Павел Алексеевич любил город своего детства и юности, нашу Шую. Родной город никогда не забывал, часто приезжал побродить по старинным улочкам Шуи, встретиться с родными, друзьями, школьниками. Представители старшего поколения хорошо помнят встречи в стенах школы с этим умным, скромным, душевным, изящным человеком.

Многим врезалась в память генеральская форма с красными лампасами. Генерал Белов беседовал с ребятами о жизни, мире и войне. Встречи эти были частыми, потому что Павел Алексеевич очень любил людей и, особенно, детей. После окончания Великой Отечественной войны генерал-полковник Белов продолжил службу в должности командующего военных округов. Когда вышел в отставку, перешёл на работу в общественные организации. П. А. Белову доверили возглавить ЦК ДОСААФ СССР и быть депутатом Верховного Совета СССР.

В очередной приезд в Шую Павел Алексеевич заглянул в местное отделение ДОСААФ и поинтересовался, как идут дела. Коллеги стали жаловаться на нехватку техники. Организация располагала в основном лошадками, а ребята тянулись к технике, да и подготовка к армии требовала более современного подхода. Надо понимать, в каком состоянии находилась страна после войны. В кратчайшие сроки восстанавливали народное хозяйство, инженерные коммуникации и жильё. Все материалы шли на эти цели.

Нехватка металла ощущалась особенно, из-за чего оснащение техникой добровольного общества содействия армии, авиации и флоту в стране сильно страдало. Павел Алексеевич внимательно выслушал шуян и, не раздумывая, позвонил в Москву, чтобы отдать распоряжение: «Волгу», которая ему полагалась, как председателю ДОСААФ, и на которой он приехал в Шую, передать на баланс Шуйского отделения ДОСААФ». В Москву генерал Белов уехал поездом.

В таких благородных поступках – весь Павел Алексеевич Белов. Он, прежде всего, думал не о себе, а о людях. Так было и на войне, где он воевал малой кровью и переживал за каждого убитого солдата. Павел Алексеевич говорил: «Эх, люди, вы, люди, золото наше неоценимое!». Он единственный при свете керосиновой лампы, отрывая время от сна, разбирался с причинами гибели каждого своего бойца, чтобы впредь избежать ошибок командиров.

Интересный случай произошёл на совещании у Сталина, когда тот, наслышанный об умелых действиях генерала Белова, пожелал лично познакомиться с нашим земляком. Павел Алексеевич предстал перед Главнокомандующим в охотничьих резиновых сапогах, потёртом кителе, грубо заштопанном в порванных местах. Сталин был очень удивлён таким видом. Когда ему доложили, что генерал Белов занимался зимним обмундированием своего корпуса, а сам переодеться не успел, Сталин распорядился сшить для Павла Алексеевича лучшую зимнюю форму, выдать зимние сапоги и валенки. Высоко ценил Иосиф Виссарионович людей, подобных Белову, ибо понимал – победа над врагом в их руках.

Второй случай касается установки парашютной вышки в Городском саду. Появилась вышка благодаря содействию нашего именитого земляка. Она была собрана из металлоконструкций. На смотровую площадку поднимались по многочисленным ступеням, а там, на высоте, аж дух захватывало от ветра и открывающегося вида на окрестности Шуи. Вышка пользовалась огромным интересом у горожан. Наверху была установлена лебёдка с противовесом, прикреплён парашют. У молодёжи считалось особым шиком, преодолев страх высоты, совершить прыжок. Считалось также, что мальчишка, прыгнув с вышки на парашюте, получает «боевое крещение» и сразу взрослеет.

Бывали и курьёзные случаи. Вес человека должен был соответствовать противовесу, чтобы лебёдка опускала смельчака вниз. Но, как водится, мальчишки прибавляли себе килограммы, зависая потом между небом и землёй. Мечтательное было время, наполненное подвигами отцов. Война ещё была рядом и болью отзывалась потерей близких. Шуйский ДОСААФ подготовил не одну тысячу парашютистов, неоднократно занимал 1-е места в смотрах по Российской Федерации. Павел Алексеевич Белов в военное время любил повторять: «Будем удерживать позиции до последней возможности», а в мирное время до последней возможности помогал людям.

Похоронен Павел Алексеевич Белов в Москве на Новодевичьем кладбище, но память о Почётном гражданине города Шуи с нами навсегда. Память не имеет границ.

Авторизация